ВСЕХ ВОИНОВ ДУХА С ПРАЗДНИКОМ ❄23 ФЕВРАЛЯ🎂 ‼❗ "Записки человековеда" Сегодня я отвечаю на вопросы читателей, относящиеся к области проблемологии. Читательница Ю. (Саратов) спрашивает: "Если к человековеду - например, астрологу - приходит клиент и жалуется на постоянные любовные неудачи, и в ходе консультации специалист видит, что в основе этих сюжетов лежит какой-либо иррациональный страх, существуют ли техники работы со страхами, наподобие описанной вами для работы с отрицательными эмоциями, или на ваш взгляд в таких случаях эффективнее разложить страх по модальностям, например иньский, глобальный, творительный и работать уже с ними?" Иррациональные страхи - дело тонкое. Иной раз лучше им быть, так как они не допускают человека к тем областям и ситуациям, где ему действительно не стоило бы оказываться. Или не допускают, пока он к этим ситуациям не подготовлен, а когда оказывается готов, то они куда-то деваются сами. Поэтому прямо работать с любыми страхами, считая их чем-то безусловно негативным для человека, я считаю неправильным; при корректной же терапии они уходят сами собой, то есть их исчезновение является побочным ее эффектом. Так называемые "любовные неудачи" сами по себе проблемой не являются - вполне может быть, что они охраняют человека от ситуаций, в которые ему лучше бы не входить. Обычно за такими неудачами стоит внутренний конфликт человека, когда одна из его субличностей, мало им уважаемая, но неизбежная для психики, например, Послушная Дочь, требует осуществления романтического или брачного сюжета, а другие субличности, скажем, Карьеристка, Любительница Путешествий и Независимая Особа, возражают против брачного или влюбленно-зависимого статуса хозяйки. А уж напустить иррационального страха хоть какая субличность умеет - на это они у нас мастера. Кстати говоря, в моей практике было немало случаев, когда человек жаловался на свою неспособность любить или принимать любовь других людей, и ни разу я не заметил, чтобы эта неспособность (наведенная "черной магией", или плохими отношениями с родителями в детстве, или возникшая по иным причинам, или вовсе иррациональная) шла вразрез с общим нетерпимо-эгоистическим настроем человека и его активным нежеланием вступать с другими людьми в сколько-нибудь открытые и глубокие отношения. Вообще, не всякую "проблему", заявленную человеком, нужно сразу браться решать. Довольно часто люди нуждаются в совершенно иной помощи, то есть их реальная проблема, если вообще наличествует, находится на большом расстоянии от формулируемого ими запроса. В целом, тема проблемологии как искусства ждет своей теоретической и практической разработки, и я приглашаю своих учеников, закончивших первый год обучения в заочной школе, принять участие в соответствующих семинарах, которые планируются на осень этого года. Читательница Е. (Москва) пишет: "Я хотела бы попросить вас более подробно обозначить понятие "психического здоровья" человека. Какие отклонения можно считать нормальными и конструктивными, а какие требуют коррекции? Существуют ли какие-то основополагающие принципы данной коррекции? Что делать в случаях ненормальных отклонений: можно ли вылечить психбольного и невротика? Я также буду вам очень признательна, если вы разрешите мое внутреннее противоречие: несомненной ценности психического здоровья и убеждения, что отклонения могут выступать механизмом развития личности человека, стимулировать его духовный рост: страдания очищают... Не могли бы вы описать, что является стимулом развития для человека со здоровой психикой?" Вопросы Е. тоже требуют развития проблемологии, причем теоретического, в каковой области мне, видимо, предстоит сказать свое слово. Дилетант-человековед отличается от профессионала тем, что берется решать любые проблемы, заявленные клиентом, и именно в той их форме, как они заявлены. Профессионал не делает ни того, ни другого, и имеет точно обозначенный спектр проблем, за которые берется, а также инструменты, адекватные для решения этих проблем. Напрасно вы будете умолять своего парикмахера в дополнение к модной стрижке поставить вам пломбочку (маленькую!) на противно ноющий кариесный зуб - он не станет этого делать, как бы вы его ни просили. Поэтому перед тем, как браться за "коррекцию", нужно точно для себя обозначить круг проблем человека, которыми вы в принципе занимаетесь, и освоить соответствующие инструменты, к числу которых у психолога относится и его мировоззрение, ибо на что еще он может опираться? В принципе вылечить можно кого угодно от чего угодно (ибо то, что невозможно для человека, возможно для Бога, а уж Его возможности мы с Е. не будем ставить под сомнение) - вопрос, однако, в том, какого мнения будет на эту тему сам пациент и окружающая его микро- и макрообщественность, а также каковы будут издержки этого излечения. Поэтому вопрос об индивидуальной норме и необходимости и возможности коррекции в каждом конкретном случае решается вместе пациентом и терапевтом, включая обсуждение издержек и предполагаемых результатов лечения. (Я свои взгляды на тему невротичности субличности и личности выразил в книге "Человек Многоликий".) В частности, на мой взгляд, методически неправильно лечить человека, который сам не считает себя больным (исключения, возможно, составляет принудительное лечение от алкоголизма и уголовное наказание за антисоциальное поведение, но эти вопросы решает социум, уголовный и гражданский суд, и я говорю не об этих ситуациях). А если человек считает себя больным или по крайней мере обладающим проблемой, требующей помощи специалиста-психолога или целителя, то этот специалист может уже соотносить его проблему со своими представлениями и возможностями, и на этом основании делать свой выбор: или он берется за коррекцию, или же нет - например, потому, что считает, что настоящей проблемы нет, и никакая коррекция клиенту не нужна. Пусть себе живет, как есть. В частности, когда я в книге "Человек Многоликий" пишу о невротических субличностях и личностях, то это вовсе не означает, что я бросаюсь на каждого встречного и поперечного на предмет выявления в нем невротичности и тут же начинаю его лечить - ничего подобного. Пусть человек сам осознает, что с ним что-то не так в области подсознательной жизни и мотиваций, и поймет и прочувствует, что его непоследовательность в поведении, взглядах и позициях реально мешает ему самому (а не только его близким, сотрудникам и начальству) жить - тогда можно пытаться выявлять и устранять его невротичность. А пока он считает, например, что он просто очень творческий человек, который не любит рутины и справедливо требователен к окружающим, а если что не так, то всегда полностью компенсирует им неудобства от жизни и работы с самим собой - пусть так и живет, и не надо его никуда тянуть насильно, даже если он идеально иллюстрирует своей внешней и внутренней жизнью образ невротика по Фрицу Перлсу или Авессалому Подводному. Психическое здоровье - большая ценность, хотя тем, кто им обладает, трудно это понять (может быть, это понимание им и ни к чему). Психические отклонения и серьезные болезни сами по себе нисколько не являются стимулами для развития человека - наоборот, во многих виденных мной случаях они провоцируют откровенную его деградацию, развитие паразитических, эгоистических, агрессивных и садистских склонностей. То же относится и к страданиям - для кого-то они имеют некоторый (редко большой) смысл как импульс к развитию личности, но для большинства характерна деградация, что и понятно: пока тело (любое) залечивает себя от ран, ему не до тренировок по развитию силы и ловкости. Спросите об этом любого профессионального спортсмена, и он скажет, что травмы сами по себе отбрасывают тело назад, а не двигают его вперед. Другое дело, что в минуты слабости душе человека легче к нему достучаться, чем в периоды, когда он увлечен теми или иными успешными социальными программами, но вот услышит ли он голос, указывающий ему путь наверх, и захочет ли слушаться этого голоса, зависит от самого человека, а не от факта его болезни или страдания. Стимулом для развития человека является голос его духа, который дышит, где хочет, и способен внушить человеку что угодно и в любой ситуации. В частности, многие люди развиваются вовсе не от личных проблем, болезней и прочих негативов, а просто потому, что искренне хотят делать себя, мир и людей вокруг лучше, чем они есть сейчас. И мне кажется, что последняя мотивировка является самой серьезной. 15 мая 2007 Источник; http://podvodny.ru/school/textbooks/notes/chap3_nh.php