...человек, который живет и мыслит себя не в своем масштабе – ему плохо в обоих случаях: и когда он этот масштаб слишком завышает – это называется «мания величия», и когда он его слишком занижает. Из радиобеседы (10.02.2008):
Мариана: Если почитать Ваши материалы на злобу дня, которым Вы посвятили несколько страниц дневника, да и не только на злобу дня, а и на темы основных человеческих эмоций, на темы того, что занимает человека, то у меня сложилось впечатление, что Вы говорите человеку всегда о его личной ответственности и, может быть, скромности – так ли это?
Авессалом: Некоторым людям, наоборот, скромность мешает жить. Я бы не сказал, что это универсальное пожелание – есть люди, и я таких людей много знаю, которые заведомо занижают свои способности и возможности и занижают свою ответственность и перед собой, и перед миром.
Мариана: Вы бы им что посоветовали?
Авессалом: Я бы им посоветовал, наоборот, поднять планку, прислушаться к голосу своего высшего «я» и понять, в каком масштабе они должны жить и себя мыслить, чтобы их жизнь была удовлетворительна для них самих: в масштабе своей личности, в масштабе своего подъезда, своей семьи, своего микрорайона, города, этноса – эти масштабы чрезвычайно важны. И человек, который живет и мыслит себя не в своем масштабе – ему плохо в обоих случаях: и когда он этот масштаб слишком завышает – это называется «мания величия», и когда он его слишком занижает. И это второе обстоятельство, если смотреть на него с точки зрения, скажем, обычных представлений о семи капитальных, или, как их называют, «смертных» грехах – в них оно не отражено – а именно, чрезмерная скромность, то есть занижение своего потенциала. Хотя, на мой взгляд, этот грех нисколько не лучше, чем грех гордыни.
Мариана: А есть какие-нибудь маркеры, знаки у человека, может быть, более или менее универсальные, по которым он может понять, что живет на малых оборотах и, скорее всего, не отрабатывает свою жизнь так, как предполагалось?
Авессалом: Думаю, что да – это ощущение, что Золотая нить Дао по большей части остается серой, то есть что человеку скучно. Он обычно не может ответить на вопрос, какая его субличность находится у микрофона, и ему очень скучно.
Мариана: То есть это может быть как-то проиллюстрировано анекдотом, когда у человека все есть, а кайфа у него нет, да? В таком самом простом смысле.
Авессалом: Может быть, у него есть не все, о чем-то он мечтает, о чем-то он думает, но именно за счет того, что масштаб неправильный, его бытие по внутренней шкале не представляется ему сколько-нибудь полным, оно как бы из цветного делается черно-белым, если можно так выразиться.
Мариана: Спасибо большое.
#АвессаломПодводный #Радиобеседы